Волок-2010. Прямой эфир

День седьмой – 2 мая
Себеж – Рославль
Пробег – около 500 км

Большой день с длинным перегоном по асфальту оказался богатым на самые разнообразные точки в маленьких городках. Закладная доска на купеческом доме, святой источник, пулеметная башня на полозьях, остов каменной ветряной мельницы, руины имения Бакунина, кладбище с надгробными плитами из цельных валунов, памятники великой войны… В общем, интересных мест на самые разные вкусы хватало.

Не хватало разве что времени, чтобы детально изучить все, что предлагала легенда. Кроме того, так вышло, что в этот день совпали трассы «Волока» и ралли «Голубые озера».

Пришлось уступить дорогу раллистам и идти в объезд их спецучастков, что несколько удлинило маршрут и внесло незапланированное разнообразие в навигацию по точкам.

А знаменитые дороги Смоленщины, задержавшие танковые колонны Гудериана, «Волок» прошел по асфальту. Чтобы самим на них не остаться.

День восьмой – 3 мая 
Рославль – Рыльск 
Пробег – около 550 км

Лагерь просыпался под оглушительный птичий хор. Наступление весны уже не остановить, несмотря на пасмурную погоду и начинающийся мелкий дождь. Некоторые участники даже радовались сырой погоде: при том минимуме офф-роуда, который случился на этом этапе, небесная влага давала дополнительные шансы от души поколбаситься. И, конечно же, нашлись экипажи, охотно этими шансами воспользовавшиеся, причем практически на деревенской улице, на радость местным жителям, лишь по телевизору видевшим «Кэмел-трофи» и «Даккар».

 

В плане культурной навигации день тоже выдался богатым и разноплановым: одна из самых больших коллекций действующих паровозов, священные рощи, огромный рудник, древние городища, ветряные мельницы…

Маршрут пролегал вдоль украинской границы и в говоре местных жителей уже чувствовался колорит южной речи. Да и в окружающих пейзажах, растительности, сельской архитектуре уже ощущался юг. «Волок» перевалил половину и перебрался в южную часть страны. Несмотря на то, что мы еще в лесной зоне, уже приближаются степи и лагерь пришлось поставить в чистом поле.

День девятый – 4 мая
Рыльск – Вешенская
Пробег – около 700 км

Обилие памятников великой войны, попадавшихся по сторонам от дорог, которыми продвигался на юг «Волок» достигло, пожалуй, максимума: экспедиция вышла в район Курской дуги. Спецучасток был проложен через Прохоровское поле – то самое, где случилось самое масштабное и страшное танковое сражение в истории человечества.

По счастью, в гусеничных колеях почти семидесятилетней давности никто из экипажей не увяз. Тем более, что маршрут пролегал главным образом по асфальту. Здесь, в обжитых черноземных районах сеть шоссейных дорог достаточно богата и срезки полями почему-то оказываются зачастую более долгими и кружными чем те дороги, которые пытаешься таким образом сократить. Если бы в регламенте была бы запрещена GPS-навигация и пришлось прокладывать маршрут, следуя стрелке компаса, участникам в этот день пришлось бы тяжело. Экспедиция проходила через район Курской магнитной аномалии. Но по счастью, такого требования не было и все без особых сложностей миновали рудники, заглянув сверху в один из гигантских карьеров.

Лишь один из экипажей на Chevrolet Tahoe, пытаясь срезать изгибы легенды, каким-то образом очутился в охранной зоне Курской атомной электростанции и потерял наверстанное время, давая объяснения. На последних десятках километров перед Вешенской началось ночное ориентирование, позволившее вдоволь накататься по грунту в хитросплетении дорожек через придонские степи. Крутые спуски и подъемы, развилки и изгибы уже в глубокой ночи привели к пансионату в центре самой известной из всех донских станиц.

День десятый – 5 мая
Вешенская – Донская Царица
Пробег – около 300 км

Вообще-то по предварительному плану в этот день должна была быть вторая дневка. Но длительность маршрута внесла свои коррективы. И дневка сократилась вполовину. То есть, получив возможность поспать до обеда, участники «Волока» рванули дальше. Первой остановкой на этом пути стал хутор Кружилинский, известный своим музеем казачьего быта и домом, где родился Михаил Шолохов.

Это один из редких музеев, где быт воспроизводят настолько подробно, что держат даже домашнюю живность.

 

Здесь нас встречал казачий хор и вкусный домашний обед на семь десятков человек. После этого экспедиция ушла в степи.

 

На одном из участков грунтовая дорожка проходила прямо через огромную колонию сурков, которые почти не боялись автомобилей и чуть ли не позировали фотографам.

В конце концов маршрут вывел к городу Калач-на-Дону, известному тем, что здесь заканчивается волго-донской канал и здесь же завершилось окружение группировки Паулюса во время Сталинградской битвы.

Как ни странно, самым сложным по навигации участком стал финальный доезд до лагеря на реке Донская Царица. Большинство добралось сюда уже в темноте, а вся местность вокруг была сильно изрезана оврагами. Поэтому, чтоб правильно выйти к месту ночевки, приходилось прилично покружить.

Тех, кто припозднился, приехавшие раньше выводили на лагерь по радиосвязи. Впрочем, один из экипажей, без рации, так в лагерь и не попал. После двухчасовых блужданий вокруг они заночевали в нескольких сотнях метров от основной группы, но на другом берегу реки. 

День одиннадцатый – 6 мая
Донская Царица – барханы
Пробег – около 450 км

Донские степи сменились степями приволжскими. Местность стала постепенно более плоской и засушливой. Началась жара. Степные дороги через овечьи пастбища вели от кошары к кошаре. То и дело попадались табуны лошадей и стада рыжих коров.

Благодаря ровной местности степные грунтовки оказались достаточно ходовыми и на некоторых участках скорость не уступала асфальтовой. Правда, пелетон растянулся довольно сильно по всему степному региону.

Из-за накопившихся поломок некоторые участники были вынуждены сходить с дистанции для ремонта, а затем нагонять. В результате в этот день кто-то был в Волгограде, кто-то в Астрахани, кто-то в других совершенно неожиданных населенных пунктах. А экспедиция тем временем вступила в пределы Калмыкии.

В этом году маршрут был проложен в обход Элисты через степь и участники могли в полной мере насладиться легким бездорожьем. Тех, кто шел «Волок» в первый раз были удивлены обилием самых разнообразных птиц. В это время здесь останавливаются на весеннем пролете многие северные виды, спешащие в родные края. Ближе к концу спецучастка степь стала сменяться полупустыней с барханами и колючими кустарниками. Грунтовки стали менее ходовыми, а местами и вовсе попадались рыхлые «песочницы». Впрочем все исправные машины после заката благополучно добрались до лагеря.

 

А там уже экспедиционная полевая кухня вовсю готовила традиционное для этих мест угощение – шашлык из барана. Как говорится, вечер удался.

День двенадцатый – 7 мая
Барханы – Нальчик
Пробег – около 600 км

Лишь с утра, проснувшись под яркими лучами солнца, участники вдруг осознали, в какую местность они попали накануне ночью.

Вокруг расстилались песчаные волны, а палатки стояли на вершинах дюн. Совершенно нереальное ощущение! Вдруг совершенно нежданно очутиться среди пустыни. То, что это именно так, подтверждала всяческая типично пустынная живность, ничуть не смущавшаяся присутствием людей.

 

Жуки-скарабеи невозмутимо катали навозные шарики, ящерицы-круглоголовки лихо носились по песку друг за другом, некоторые даже видели скорпионов и змей. В общем, все как и должно быть.

 

Маршрут через калмыцкие пески дал слегка почувствовать, что же такое на самом деле знаменитые африканского ралли-рейды. Многочисленные трамплины, штурм сыпучих склонов, внезапные поперечные колеи на ходовом участке, срезки по азимуту с риском увязнуть в барханах, солончаки… Но по счастью, поломавшихся и застрявших было не много.

Постепенно ландшафт менялся и становился опять степным. А маршрут, проложенный через бесконечный трясучий грейдер по прикаспийской низменности тем временем выводил в предгорья Кавказа.

День получился весьма насыщенным и длинным и лишь глубоко в ночи «Волок» добрался до места ночевки в окрестностях Нальчика. Место лагеря было выбрано на вершине и крутой грунтовый серпантин, ведущий туда, стал поводом для долгих обсуждений тяговитости разных моторов.

День тринадцатый – 8 мая
Нальчик – Майкоп
Пробег – около 550 км

Утро снова обернулось неожиданным открытием: мы в горах! Лагерь просыпался в окружении снеговых вершин, на которых розовыми бликами играло солнце. Полнейший контраст с предыдущим днем. К тому же по природно-климатической зоне мы как будто откатились назад: буковый лес на склоне еще только-только начинал зеленеть. Впрочем, это-то как раз было нормально – лагерь стоял в полутора тысячах метров выше уровня моря.

Маршрут на день предполагал два уровня сложности и потому разделялся на два рукава. Трудный вскоре после лагеря выводил козьими тропами на перевал и затем спускался с него в село Верхний Чегем. При этом спуск, местами сильно размытый ручьями, был куда сложнее и опаснее подъема.

Экспедиция разделилась. По сложному маршруту пошло лишь около трети экипажей, причем последние из них спускались уже под дождем по скользкой глине.

Впрочем, все они были вознаграждены не только интересным в плане внедорожного вождения спецучастком, но и видами, которые открывались с перевала. Дальнейший участок пути, после того, как оба рукава маршрута сошлись, тоже был богат на фантастические панорамы Главного кавказского хребта.

Скалы, ущелья, реки кабардинских гор создавали фантастические декорации, на фоне которых участники «Волока» мчались в сторону Черного моря. Порой попадались и вовсе сюрреалистические объекты вроде огромного пустого кинотеатра на вершине горы, куда экипажи карабкались на пониженной передаче. Часть маршрута пролегала от Долины Нарзанов по строящемуся грейдеру в сторону северного склона Эльбруса.

  

Грунтовая связка от этого грейдера к перевалу Гумбаши оказалась достаточно сложной, особенно с учетом ночного тумана и требовала величайшей осторожности в пилотировании. В общем, бездорожья хватило на всех. Но после него оставался еще один длительный ночной шоссейный перегон, закончившийся за Майкопом на подъездах к Лаго-Наки. Правда, заранее намеченный лагерь пришлось в срочном порядке переносить. Подъезд к нему так разбили встречавшие экспедицию местные джиперы, что он оказался совершенно непроезжим для части экипажей.

День 14 – 9 мая
Майкоп – Новороссийск
Пробег – около 500 км

Финальный день экспедиции также подразумевал два маршрута. Причем сложный был настолько сложен, что… на первый его спецучасток от Гуамки до Армянского никто даже не сунулся. Увидев гигантские колеи, даже подготовленные участники прикидывали оставшееся на их преодоление время и уходили на более простой маршрут.

Это было понятно: все хотели успеть финишировать. Тем более, что накопившиеся технические проблемы позволили это сделать даже не всем, отправившимся по асфальту через принарядившиеся к девятому мая городки. Так, тольяттинская «Нива» не дошла до финиша всего 170 км — развалилось сцепление, а в процессе буксировки по горам от перегрева тормозов заклинило ступичные подшипники. Но экипаж этого автомобиля все равно финишировал, пусть и без машины. Второй внедорожный спецучасток дня повторял часть маршрута первого «Волока» и выводил к смотровой площадке над Новороссийском.

Проходя по сумеречному лесу, экипажи долго не догадывались, насколько близко они к финишу. Даже изображение на экране навигатора не убеждало. И лишь выскочив из-под свода ветвей на открытое место и увидев под собой внизу заполненный огнями город и бухту, путешественники осознавали: вот он, финиш. Черное море! Добравшиеся поздравляли друг друга с победой. Абсолютно искренне, счастливые и радостные.

Момент финиша был подгадан под праздничный салют, ведь Новороссийск — город-герой. Ощущение победы было у каждого финишировавшего, но для каждого эта победа означала что-то свое, полученное вместе с преодолением трудностей и бесценным опытом, накопленным всего за две недели на пути длиной в семь тысяч километров. И в душе каждого было понимание, что наша сегодняшняя маленькая победа была бы невозможна без той, большой Победы, 65 лет назад...

Занавес

Волок 2010 года войдет в историю как один из самых сложных. И сложность эта обусловлена не столько хитросплетением маршрута, сколько крайне высоким темпом движения. Именно поэтому на финише у некоторых участников радость победы шла рука об руку с желанием задушить организаторов, устроивших им такой "отдых". Однако всмотритесь в эти лица...

P.S. Следующий Волок будет идти 3 недели — с 18 апреля до 9 мая 2011 года, а дневной пробег не будет превышать 400 км в день (за исключением дорожных секций в центральной России).

Текст Евгений КОНСТАНТИНОВ
  Фото Андрей СААКЯН, Ильдар АБДРАШИТОВ, Радик КАБИРОВ, Евгений КОНСТАНТИНОВ

© 2004-2012 All-road.ru  Разработка сайта Proдвинутый папа