Записки Печорской экспедиции

Москва – Воровино. Авария

Намылились мы, значит, на Печору — Новый год встречать. 28 декабря днем выехали, добрались успешно до Ярославля, а на трассе Ярославль-Кострома мои друзья на LR Defender 110 не удержали машину на гололеде и ушли через встречку с насыпи на скорости 50 км/ч, изобразив полный оборот через крышу. Машина, видимо, на списание. Шины новые, шипованные Nokian.

Тут началось самое интересное.

1. Так как они не пострадали и "скорая" не понадобилась (слава ремням безопасности), я поехал на пост ДПС в Туношне, где равнодушный инспектор заявил, что это не их участок дороги, они туда не выезжают, и позвонят куда надо. Пока я разворачивался, обратил внимание, что он не пошел на пост, а тормознул машину для проверки доков. Ждать милости от природы бессмысленно — надо звонить 112 самому. С этого момента и начали отсчет ожидания сотрудников ГИБДД.

2. Стали звонить в службу помощи на дорогах Land Rover — машина практически новая. Дозвониться туда практически НЕРЕАЛЬНО, если дозваниваешься — сотрудники, мягко скажем, некомпетентны, просят перезвонить и т.п. За ночь мы им звонили раз двадцать, они и врали, и тупили, и что только не болтали. Все разговоры писались на диктофон — можно сделать офигенную нарезку на тему "Нам пофиг на Вас, наш глубукоуважаемый клиент Land Rover". К счастью, владелец пострадавшего а/м сам юрист и специализируется на страховании, и если бы не этот факт, договориться с ними было бы почти невозможно. После этого форменного издевательства написанный на карточке текст выглядит, как циничный анекдот:


 

3. Так как мы звонили 112, сработал принцип слива информации смежникам, как на 03 и в моргах. Нам начали звонить эвакуаторщики, крановщики и т.п. Быть может, это и неплохо, но сервис должен выглядеть как-то иначе, а не как паразитизм на чужем горе.

4. Машину надо было ставить на колеса, она неудачно упала меж насыпью и забором деревенского участка, и в смежной Службе Спасению службе помощи с телефоном +74852305555 нам сказали, что помогут с краном за 1400 руб/час с минимальным заказом 2 часа. Через пару часов ожидания ГИБДД, я позвонил по указанному телефону и уточнил за какое время надо им позвонить, чтобы они прислали кран. Они уверенно обозначили 1-1,5 часа. Все было понятно, эвакуатор из Москвы выехал, мы принялись ждать.

5. Ждали ГИБДД 7 часов (!) при температуре за бортом в -12 С. Если бы мы не ехали двумя машинами, это ожидание стало бы пыткой. ДТП произошло в деревне, но ни одна живая душа — даже подходившая "поглазеть" — помощи не предложила. Никто и не останавливался, разве что притормаживали из любопытства. Дикость... Неужели всем на всех так пофиг? Я часто в нашей стране сталкиваюсь с таким отношением, и это удручает. Человек человеку волк.

(На фото ниже видно время звонка в 112 и время на GPS, когда приехало ГИБДД)

 

6. ДТП произошло в 18:10. В 18:22 вызвали ДПС, в 01:21 ночи они приехали. Одновременно с эвакуатором, который шел из Москвы. Для ощущения масштабов: от Ярославля до д. Воровино не больше 10 км. От Москвы до д. Воровино не меньше 250 км + московские пробки.

7. Как только приехали сотрудники ДПС, я позвонил насчет крана... и та же самая девушка мне заявила, что автокран ночью не работает! Такое ощущение, что они мне сами звонили днем. Я добился, чтобы мне дали старшего, сонный мужик сказал то же самое, но пошел-таки что-то куда-то узнавать, когда я намекнул, что к указанному выше тарифу готов добавить ассигнаций. Однако минут через 30 он перезвонил и сказал, что кран будет только утром, все мы всех их не так поняли. На услуги нашего эвакуатора начинает капать "счетчик" ожидания, у ГАИ информации по кранам нет. Нам желают счастливо оставаться.

8. Эвакуторщик сперва произвел нормальное впечатление. Но все изменили обстоятельства с автокраном. Я ему предложил поставить машину на колеса с помощью его лебедки. Он долго сыпал скепсисом, но переспорить меня, живущего с лебедкой ежедневно и годами, не смог. В итоге, его последний козырь за то, "чтобы ничего не делать, а время капало" был прост: 5000 рублей за доп. услугу, якобы по прайсу. После приперательств мы позвонили его диспетчеру в службу помощи на дорогах Land Rover, тот озвучил сумму в 2000 руб и эвакуаторщик остался с нереализованной жадой наживы один на один. Я сам с помощью своих тросов/шаклов/удлинителей зацепил машину за правильную точку и Defender через 5 минут стоял на колесах, а через 15 мы уже ехали за эвакуатором в Москву.

Выводы: 

1. Фирменная служба помощи на дорогах Land Rover несостоятельна и не работает, если вы не ждете ГАИ часов 7, как мы. Необходим безлимитный всероссийский тариф на телефоне или достаточная сумма на счете — на "общение" ушло не меньше часа.
2. Ездить по России зимой одной машиной, без теплой одежды, зимних спальников и страховки КАСКО — русская рулетка. Вам никто не поможет.
3. Всем ПОФИГУ на ваши проблемы, им надо кормить семью и детей.
4. Подобных историй — масса, каждую зиму сталкиваюсь с подобным лично, к тому же в мае этого года сам был пострадавшим.
5. Товарищи, сами себе не поможете — никто не поможет. Надо учиться управлять машиной на льду, и не важно — есть полный привод и зимняя резина или нет! Если не уверены — лучше забить на стиль и понты и купить машину с электронной системой стабилизации. Кажется, доказательств выше крыши.

Москва – Великий Устюг – Вогваздино. Новый Год Ешкин Кот

Несмотря на описанное ранее ДТП, мы все равно отправились на север. Экипаж перевернутого Land Rover Defender переместился вместе со своим шмурдяком в мой Jeep Wrangler Rubicon, полученный на тест в представительстве Chrysler накануне праздников. Теперь нас в нем едет трое, с нами — полный комплект палаток, спальников, пенок, нарядов, тросов, инструментов, лопат и мангалов. Второй экипаж, выехавший из Тулы на Ford Ranger, должен догнать нас ближе к Ухте.

Наша основная цель — достигнуть таких очагов северной цивилизации как Ижма, Усть-Цильма и Печора. Если повезет, доберемся и до города Печора, а если сумасшедшая удача обрушится на наши головы, то и до Воркуты уж подать рукой... Но не станем загадывать, а поведаем о том, как проходит наш Вояж.

Успешно миновали злополучное село Воровино, где в кювете 7 часов лежал наш Defender, пересекли Кострому, по кюветам постоянно встречались следы улетов, разок дергали из сугроба пытавшийся повторить наш подвиг Mitsubishi L200 с ростовскими номерами. О серьезности гололеда можно судить и по фотографии с фурой — она почти цела, но вытащить ее пока не кончится гололед никто не в силах — любой тягач попросту шлифует шинами лед.

Не так давно на сайте Малые Острова я нашел упоминание, что появилась теоретическая возможность летом и в сухую погоду проехать на легковой машине из Солигалича в Тотьму. О такой возможности давно мечтали многие путешественники, ведь эта смычка между Костромской и Вологодской областями совершенно логична и, мало того, указана на картах. Я даже предпринимал попытку в 2004 году прорваться там на Lexus GX470. Естественно, у меня, как и у всех остальных, ничегошеньки не вышло. А пару лет назад один знакомый преодолел это расстояние на... ГАЗ 66, и рассказывал об этом приключении весьма красочно, используя тяжеловесные эпитеты. А тут такая новость, чуть ли не на "Жигулях" народ ездит!

И действительно, хотя и пришлось чуток поплутать по заснеженным полям и вырубкам на участке между Юрино до Игошево, но мы сделали это! К тому же, нам пришлось еще и пересекать реку Сухону по льду от села Красное к селу Черепаниха. Естественно, ни о какой ледовой переправе речи не было, местные ездят, как Бог на душу положит, в полуобморочном состоянии, и они нас заверили, что Новый Год мы встретим не на дне... Пришлось поверить. Ни о каких фото речи нет, было уже темно, и мы хотели успеть к полуночи прибыть хоть куда-то, где есть телек с Медведевым.

В Сольвычегодск мы уже очевидно опаздывали, и решили окунуться в новогоднюю вакханалию в Великом Устюге. В новогоднюю ночь рассчитывать на гостиницу в непосредственной близости от резиденции Деда Мороза — скорее авантюра, но нам и тут повезло. Как-будто специально для нас осталось два номера в Гостином Дворе. И это, безусловно, прекрасно… А праздник-то где??? Где народные гуляния, тройки с бубенцами и медведи с цыганами на улицах??? Спрашиваем у всех подряд, мол, граждане, где праздник-то? А в Устюге говорят: все сидят по кабакам, там и праздник, только все рестораны закрыты на спецобслуживание. Приехали к Дедушке Морозу, нечего сказать! Встретили 2010 в номере, под короткую речь отфотошопленного президента и робкий хлопок залетной петарды. В час ночи уже в три гортани храпели на всю ивановскую. А на утро, когда мы отыскали-таки вотчину Деда Мороза, оказалось, что вчера у нас был шанс попасть на шоу-программу стоимостью 800 целковых, но кто же об этом знал, если даже администраторы в гостиницах оказались несведущи в вопросах культмассовых мероприятий?

Прогуляться же днем по Вотчине можно лишь заплатив за множество навязанных услуг ни много ни мало 510 рублей с человека, а просто пройти "посмотреть" — никак нельзя, только в комплексе с экскурсией, катаниями и песнопениями. В общем, второй раз в Устюге — и второй раз мимо кассы, потратить 1530 рублей за троих мы не решились. Вспоминается финский Рованиеми, где все как у людей, и ощущение праздника потрясающее. А у нас — РАЗВОДКА. Раз водка, два водка...

Зато в остальном — Устюг очень прикольный городок. Но так как ощущения Нового Года тут кот наплакал, а церкви и домишки можно поснимать и летом, когда пальцы не отмерзают, фотосессия была отложена до лучших времен во всех смыслах этой фразы. А вот магазин «Перекресток» каким-то чудом в кадр попал:

В Котласе привлек внимание… БТР, припаркованный среди «Мочквичей» и «Жигулей» во дворе жилого дома. До того он органично вписан в ландшафт, что не сразу и приметишь…

Переправившись через Вычегду по понтонной переправе в Коряжме, в одном из сел я не смог проследовать мимо занесенного пургой телефона-автомата. Такой щедрый подарок рассыпало наше правительство всем селам, где прописан хотя бы один человек… Тропы к средству связи с внешним миром, естественно, нет, что косвенно подчеркивает, насколько это необходимый аппарат во времена, когда мобильная связь уже вошла в каждый дом.

К ночи мы прибыли в Вогваздино.

Вогваздино – Ухта

Вогваздино. Ночью было -23ºС, это совсем немного, но после Москвы — уже настоящая зима. Придорожная деревянная гостиница и столовая в одном флаконе топится дровами, ни угля, ни газа здесь нет. Работы в округе нет вообще, леспромхоз давно не функционирует, народ живет грибами, ягодой и… придорожной торговлей. Много ли можно наторговать при таком низком трафике — одному Богу известно. В то же время, попадаются и небедные персонажи. Еще за ужином в столовую зашел в дугу пьяный мужик, взял супа и водки и поведал нам, что только что перевернулся на Volga Siber. Гололед, конечно, сильный, но основная проблема — в промиллях. ГАИ в этих краях — вид заповедный, и народец расслаблен, ездит «на бровях». И даже запрет на продажу крепкого алкоголя после 23:00 мало что решает, трезвого мужчину в Вогваздино не встретить.

Сегодня сложилась скорее паломническая программа: близ Вогваздино расположен Михаило-Архангельский Усть-Вымский монастырь, основанный Стефаном Пермским в 1384 году. С этого времени являлся кафедральным монастырем Пермских епископов. На первый взгляд, особой красоты в облике монастыря нет, суровые строения, как старые, так и новостройные. Однако отсутствие архитектурных изысков компенсирует выразительный ландшафт и мосты меж берегами оврагов.

Наша конечная цель сегодня — город Ухта. Расстояние не великое, потому едем неспеша, осматривая окрестности. От с. Усть-Вымь идет прямая дорога на Серегово, она совершенно пустынна, и причиной тому — переправа через реку Вымь. В этом году зима морозная и ледовая переправа уже открыта. На фото — набор "помоги себе сам":

Через Серегово, на мой взгляд, стоит ехать в первую очередь ради поклонного креста — в южной части Коми их осталось немного. Этот же крест поставлен на месте битвы сереговцев с пришельцами из Соловецкого монастыря в 1684 году. Те пытались захватить сереговские соляные промыслы, в те годы Соловецкий монастырь был крупнейшим производителем соли в России. Естественно, за столетия крест не раз сгнивал. Нынешний крест, по данным краеведа Александра Панюкова, был установлен в 1884 году.

На самом деле, на сегодняшний день сохранился еще один крест, но о нем я узнал уже в Ухте, когда стал копать информацию, мы же его не видели. Он стоит в центре села и известен с 1799 года. Тогда в Серегово был страшный пожар, и один мужчина встал около этого креста и сказал: «Если крест сгорит — и я вместе с ним сгорю». Сгорело почти все село, а крест остался. А вообще раньше в Серегово крестов было пять. Опять же, по данным газеты «Трибуна», в Серегово есть Печь Гофмана, труба и карьер Сереговского известкового завода (видели, но не знали что это), рассолоподъемные скважины и башни (не видели). Зато видели в Ембе другую историческую достопримечательность, законсервированную до лучших времен дешевую АЗС:

Неподалеку находится и Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь — первая женская обитель в Коми крае, построенная в конце XIX в. для просвещения зырянок и укрепления позиций официального православия, в противовес старообрядчеству и отголоскам язычества, распространенных у зырян. Согласно рассказам монахинь монастыря, раньше здесь жил в отшельничестве богомольный православный христианин. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест. После его смерти этот крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор место на берегу речки Кылтовки получило название «Крестовый стан», а чудесный крест до сих пор хранится в Кылтовском монастыре и, по мнению монахинь, обладает даром исцеления.

Во втором часу дня начались… сумерки. Съемочное время прошло, и мы двинулись в Ухту. Дорога совершенно безынтересная, кругом мрачная тайга и полное отсутствие населенных пунктов. Опять же гололед, идет небольшой снег, за машинами поднимается снежное облако. Обогнать впереди идущий транспорт непросто — ничего не видно. Да и при разъезде со встречными машинами кроется большой риск — в снежно-пылевой мгле может «затеряться» пытающийся обогнать автомобиль, и встреча при такой видимости, мягко скажем, неприятна.

Помнится, в Ухте раньше было сложно найти гостиницу с разумным соотношением цена/качество. Город командировочных нефтяников и газовщиков был далек от демократизма, и самым бюджетным вариантом была гостиница в аэропорту. Однако времена меняются, на въезде в город висит рекламный щит отеля «Желанный Гость»; мы позвонили и были приятно удивлены уровнем цен — с учетом новогодней скидки (командировочных-то нет!) с человека просят 550 рублей с завтраком. Правда, найти ее не просто, здание затеряно в промзонах, по соседству виднеется какая-то зона с вышками… Этот факт нас и смутил, мы запросили помощь в навигации, и нас встретил водитель на фирменном микроавтобусе. Вот это индивидуальный подход к клиенту!

К полуночи нас догнал второй экипаж на Ford Ranger. Мы воссоединились и завтра рвем когти в район Ижмы. До этого момента был «доезд», а теперь начинается самое интересное! И, надеюсь, будет и на нашей улице солнышко, замучали сине-серо-зеленые фотографии...
 

Ухта – Ижма

Ухта. Ранний выезд традиционно не удался, отчалили от гостиницы лишь в начале десятого утра. Мороз держится стабильно на уровне около -20º. Впереди последний перегон до заветного «медвежьего угла», сегодня мы должны достигнуть села Ижма.

Выезжаем по дороге на Вуктыл, она ровна и хороша, но радуемся недолго. Не доезжая Верхнего Одеса уходим на грунтовую лесную дорогу и плетемся на скорости 15-30 км/ч по удивительно изуродованному «направлению». И ведь мы едем здесь зимой, а что здесь творится летом… Приходилось видеть фотографии с этого злосчастного участка — жесть! Сейчас же народ умудряется прорываться даже на легковушках, правда, некоторые из них, очевидно, не совсем адекватны. Так, нам попался на пути потрепанный жизнью и хозяином «Жигуленок» с оторванной шаровой опорой.

Мало того, что веселая семейка, говорящая меж собой на языке коми, рискнула куда-то рвануть зимой на столь ушатанной машине, так они еще и запчастей с собой взяли с гулькин хвост. Рычаг подвески с шаровой у них с собой, к счастью, все-таки был. Не было лишь нормального инструмента, теплой одежды, того, что можно постелить на землю во время ремонта, и… бензина! А чудо-отвертка с ручкой из березового полена как вам? С таким "снаряжением" пускаться в путешествие по 120-километровому "зимнику" в 22 градуса мороза — очередная русская рулетка.

Из-за отсутствия запаса топлива мотор был заглушен. Греться им попросту негде. И если укутанные тетки были бодряком, то один из парней, одетый в джинсы и легкую куртку, трясся как припадочный, но наотрез отказывался сесть погреться к нам в машину — типа он мужик железный и ему не холодно! И вообще, они отказывались почти от всего, пришлось их почти насильно заправить и напоить горячим чаем. В итоге, совместными усилиями их почтенный ВАЗ обрел парную копытность и способность к передвижению. Удивляет, насколько местное население зачастую халатно относится к собственной безопасности. Нам бесчисленное количество раз приходилось в разных уголках планеты спасать аборигенов в их родной стихии от холода, жары, воды и засухи… Видимо, ощущение знания местности расслабляет до отрыва от реальности.

При разъезде со встречной машиной Сергея на Ford Ranger затянуло в придорожный сугроб — пришлось разматывать лебедку.

И этот конфуз обернулся большой удачей. Сперва около нас остановился дядечка, направляющийся в село Ласта, близ Ижмы; оказывается, у него там база отдыха. А следом за ним около нас тормознул Mitsubishi L200, оттуда радостно вышел высокий, статный, бородатый мужчина, который, поняв, что мы путешественники, принялся со всеми знакомиться и рассказывать множество любопытных историй и фактов из истории края. Оказалось, он музыкант, едет в Усть-Цильму, где у его коллектива 8 января концерт… Как, оказывается, полезно застревать! Договорились встретиться с ним через день-два в Усть-Цильме.

В Ижму въехали довольно рано, часов в шесть вечера, и уж было приготовились откупоривать консервы — ведь во время моего последнего посещения этого села несколько лет назад общепитом здесь и не пахло. Однако оказалось, что открылась еще одна гостиница, где есть свое кафе! Ни секунды не раздумывая, пустили корни в гостевом доме «Пелидз» (что в переводе означает Рябина) и протестировали предлагаемый сервис. Не могу сказать, что супер, но самое главное — отношение. С этим вопросом на Ижме все в порядке: народ удивительно светлый, открытый, общительный, готовый помочь советом, знакомствами, да чем угодно. Если ты гость — достаточно обрисовать проблему тому же администратору в гостинице, и, будьте уверены, без всяких отговорок будут найдены ответы на все поставленные вопросы, найдены искомые люди и принесено то, не знаю что. Заповедный край! А солнца так и нет…

Ижма – Сизябск – Усть-Цильма

Ижма — село красивое и колоритное, но я его излазил вдоль и поперек года три назад. В этот раз мы здесь только жили, благо помимо старой советской центральной гостиницы (говорят, отремонтированной) появилась и новая, частная "Пелидз", что по-русски означает "Рябина". В гостиничке все хорошо, и даже кафе есть. В нем по вечерам собирается местная молодежь и отжигает до утра. Прелести такого соседства мы прочувствовали через несколько дней, на Рождество, когда на утро стены были в крови, на лестницах оторваны перила, администратор бледнела и старалась не смотреть нам в глаза... Но Бог с ними, мы спали без задних ног.

Все территории от Ижмы на север — края оленеводческие, и одна из основных наших целей — застать рогатых на их стойбищах, в тундре. Это оказалось весьма проблематично: переговоры с населением, администраторами гостиниц, музейщиками ни к чему не приводили; все говорили, что стало где-то рядом, но где — никто не знает. Мы даже смогли организовать разговор с бригадиром оленеводов, но тот сказал, что к приему гостей не готов и наотрез отказался продолжать диалоги о животных. Как мы потом поняли, это проявление языческо-суеверных поверий — они попросту боятся сглаза, и если их не застать на пастбище "совершенно случайно", сами они никогда на глаза не покажутся.

Пока распутывали этот ребус, заехали в Сизябск, где удивительная женщина Зинаида Павловна несколько лет назад организовала туристический чум с ручным оленем. Да, это не то, что хотелось, но где еще в наше время можно потрепать за ухо олешку, скушать его ляжку и посидеть на шкурах его сородичей? В чуме мы были накормлены бульоном из оленины с шаньгами и отдельно поданным вареным мясом.

У подножия чума раскинулся древний град Сизябск.

Местные жители автомобилям предпочитают более приспособленные под "направления" средства транспорта — снегоходы и лошадей.

Упряжек снует туда-сюда масса — возят скарб, бидоны с водой, собак... Поначалу обилию гужевого транспорта дивишься, а потом привыкаешь. Но расслабляться не стоит, могут и затоптать — здесь много лошадей в вольном выпасе, которые любят пошалить голопом меж сараев.

Вообще, Сизябск и окрестности — весьма милое местечко, здесь люди по улицам в морозы и по сей день ходят в оленеводческих малицах, а на ногах носят пимы, сшитые на сизябской маленькой фабрике.

Но и мы не лыком шиты! Сергей мог на равных обсуждать ньюансы мастерства; мне же оставалось лишь щелкать затвором...

Бырышни, пока мужики заняты, отправились обменивать припасенные ассигнации на шкурки оленьи. Однако всевидящее око нашло их и тут.

Оно же, то самое многолинзовое мультизумовое око, заприметило и удивительный по своему техническому великолепию узел, крепящий несущую балку здания.

Посмотрите — как на Ижме выполнены детские санки, прикольные такие фанерные ящички-полугробики.

Обратите внимание на эту чудную бабушку в малице.

Как нам рассказали в краеведческом музее Ижмы, оленеводы привыкли к сыроедению, т.е. потребляют сырое мясо, рыбу, кровь оленей. Подтверждение этому мы слышали и от старожилов. Нам рассказывали, что в военные годы, когда на севере был страшный голод, детей отпаивали свежей кровью. Но даже после всех этих историй мы со скепсисом отнеслись к словам девушки-гида будто у оленеводов и клыки весьма характерные, хищные. Но посмотрите на этот портрет...

Затем мы пошли в гости к бабушке и дедушке Тони, дочери Зинаиды Павловны. Я бывал у них года три назад, и не мог не проведать и в этот раз. Милые, жизнерадостные старики, дай Бог им здоровья, посмотрите на них — обоим под 80!

Вот они с нашими дамами, ряженными в национальные одежды коми.

Ну, скажите — XXI веком пахнет? Вот и я говорю — не пахнет!

Вечером мы отправились в Усть-Цильму, русское село, где коми не живут. И почувствовали разницу сразу. Здесь тоже есть гостиницы, и тоже две. Только одна закрыта на праздничные дни с 31 декабря по 11 января, а вторая — скорее гостевая комната при спорткомплексе, чем гостиница. Но хоть крыша над головой, и то хорошо. И в настольный теннис поиграть можно...

На следующей странице: отрезки Усть-Цильма – Замежная – Усть-Цильма, Усть-Цильма – Леждуг – Харьяга, Харьяга – Ижма – Москва. Зимники, деревни, ледовые переправы, Полярный круг... Уникальные впечатления и фотографии.

Комментарии

Аватар пользователя Татьяна Максимова

 По дороге Солигалич - Тотьма кроме ледовой переправы у Черепанихи , можно проехать через мост у Тотьмы . Гремячий - Аникин Починок - Фатьянка - Великодворье - Тотьма .

                                                                                                                                                  Андрей .

Аватар пользователя pokraska-remont200

Фотографии шикарные.

© 2004-2012 All-road.ru  Разработка сайта Proдвинутый папа